МАСТЕРСКАЯ

В этой мастерской не жужжит токарный станок, киянкой здесь тоже не размахивают. Здесь просто работают, иногда и по три смены кряду.

Одна смена уходит на работу над словом, другая — на работу над смыслом. А в третью смену автор работает над самим собой :)

Было время, когда…

Было время, когда сочинить настоящее рифмованное стихотворение представлялось мне делом почти таким же невозможным, как получить пятёрку по чистописанию.

Подобно всем начинающим поэтам младшего школьного возраста меня одолевали вопросы:

  • Можно ли научиться писать стихи?
  • Что в стихах самое главное?
  • В чем отличие хороших стихов от плохих?

И т. д.

Вопросов было много, но где найти на них ответы, я не знал, а спросить об этом взрослых стеснялся. Пока однажды, набравшись смелости, не обратился за помощью к школьному библиотекарю.

— Пиши о том, что ты сам считаешь для себя интересным, — сказала мне добрая библиотекарь. — Если стихи будут хорошими, они наверняка понравятся не только тебе, но и твоим родителям, друзьям, одноклассникам…

Взяла с полки «Сказку о царе Салтане» и вручила мне со словами: «Вот как надо писать!»

После такого обстоятельного разговора о поэзии оставался сущий пустяк: сочинить что-нибудь не хуже Пушкина.

Полёт Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года моя детская Муза проболела, незадолго до исторического события объевшись весенними сосульками. Зато к полёту Германа Титова я успел выздороветь и своего шанса прославить советскую космонавтику не упустил.

Космический корабль «Восток-2» стартовал с космодрома Байконур 6 августа 1961 года. В тот же день я написал своё первое в жизни стихотворение:

Герман Титов к звёздам летит,
Американец от злости кипит.
Рады все люди, что к звёздам летит
Второй космонавт-герой!

В стихотворении было всё: ясность мысли, точность факта. Острота политического момента. Правда, рифма похуже, чем у Александра Сергеевича, да и стихотворный размер заметно прихрамывал, зато фамилию космонавта я написал без ошибки. И все запятые на месте. Прямо хоть в «Пионерскую правду» стихи отправляй.

Из денег, что мне давали на мороженое, я выкроил 7 копеек на конверт «АВИА»— и послал стихотворение в Москву. До сих пор не могу понять, почему пионерский печатный орган так и не опубликовал мой поэтический дебют. Рискну лишь предположить, что из-за боязни крупного международного скандала. Думаю, если бы от злости закипел не американец, а какой-нибудь скромный папуас, меня бы обязательно напечатали.

Вслед за Титовым в космос полетел Николаев, за ним стартовал Попович, потом отправился Быковский… Словом, садись  — и пиши, пока рифмы не кончатся. Но я уже ничего не писал, здраво рассудив, что на всех космонавтов моей Музы всё равно не хватит. Осваивать космическую тему я передоверил тогдашним мэтрам в поэзии Степану Щипачёву, Николаю Старшинову, Семёну Кирсанову и др., а сам занялся литературным самообразованием.

*   *   * 

В течение нескольких лет я читал всё подряд, что под руку подвернётся, благо домашняя библиотека это позволяла. Гайдара я мешал с Лермонтовым, Грин шёл вслед за Маяковским, а начитавшись  Барто, я тут же брался за Твардовского.  А здесь как раз начали выходить подписные тома Библиотеки всемирной литературы, и моё самообразование наконец-то получило ярко выраженный поэтический уклон.

Выпускали эту 200-томную библиотеку, если кто помнит, на протяжении десяти лет — с 1967 по 1977 гг. Первые 68 томов включили в себя поэзию — от стихотворений авторов Древнего Востока до произведений классиков XVIII века.

Пропустив Древний Восток вместе с «Махабхаратой» и «Рамаяной», я сходу окунулся в том № 3. Помню, какое эмоциональное потрясение (выражаясь по-современному — шок) я испытал, открыв «Илиаду» Гомера в классическом переводе Николая Гнедича:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял,
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид, 
и самих распростёр их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)…

Суровый гекзаметр «Илиады» излучал такую мощную энергетику, что после первых же пяти строчек мне захотелось учиться только на «хорошо» и «отлично». А также прямо с утра идти собирать металлолом, в крайнем случае, макулатуру.

Важно и другое. Античный трёхдольник навсегда отлучил меня от частушечного хорея с приплясывающим ямбом и решительно повернул моё начинающее перо в сторону дактиля, амфибрахия и анапеста. Так что в моём пагубном пристрастии к вышеупомянутым стихотворным размерам прошу винить исключительно гражданина Гомера.

*   *   *

«Каждый слышит, как он дышит… Как он дышит, так и пишет», — спел однажды Булат Окуджава. И оказался прав. Для каждого поэта характерно своё особое «поэтическое дыхание»: кто-то любит «дышать» ямбом, кто-то — хореем, а кому-то ближе дактиль с анапестом.

Признаюсь как на духу: я начал прислушиваться к ритмике стиха ровно с того самого дня, когда мне на глаза попался «Утопленник» А.С.  Пушкина. Помните, с чего начинается это классическое стихотворение?

Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца!» <…>

Пробежали глазами? А теперь попробуйте произнести эти строчки вслух. Что вам слышится в этом хрестоматийном хорее? Не правда ли, треньканье классической балалайки, под которую «Утопленник» начинает звучать в виде частушки?

Ти-ли, ти-ли... в избу дети,
Ти-ли, ти... зовут отца:
Ти-ли, ти-ли... наши сети
Ти-ли, ти-ли... мертвеца!

И так далее, и так далее.  Этак до вечера можно классика петь. Главное, чтобы у балалайки струны не лопнули.

Кстати, вы обратили внимание на вторую строчку? Чем она отличается от остальных? Правильно, в ней второй безударный слог стоит явно не на своём месте. Поэтому-то у нас вместо  «ти-ли, ти-ли» и получается нечто колченогое, вроде «ти-ли, ти…» А другого «ти» и не хватает. Так что в части ритма стиха (не путать с размером строки!) и у Пушкина не всегда всё выглядит гладко.

«Как можно?.. Ведь это же Пушкин!.. Поэт!.. Наше всё»!» — того и гляди, дружным хором обрушатся на меня пушкинисты и литературоведы. Да вот так, извините, можно. Даже «наше всё» можно на балалаечные струны переложить, благо стихотворный размер сделать это позволяет.

А попробуйте-ка исполнить под балалайку кого-нибудь из поэтов не из числа, скажем так,  любителей четырёхстопного хорея. Например, Юрия Левитанского:

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
А потом всё быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,
Как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу — ты помнишь, у Гайдна
Музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу…

Не получается спеть Левитанского под «ти-ли, ти-ли»? И не получится: иной стихотворный размер, иной ритм. Иной поэт.

«Как он дышит, так и пишет…» И никуда от этого не денешься.

*   *   * 

Начитавшись Всемирной литературы, я вновь вернулся к стихам. На этот раз я действовал осторожно и в большую политику не лез — старался обходиться местным материалом:

Сегодня Володька из школы пришёл,
Портфель положил — и бегом на футбол.
Какие уроки, когда из-за гор
С «Приморцем» приехал играть «Пахтакор»?!

Абсолютно не помню, с каким разгромным счётом прославленный «Пахтакор» выиграл товарищеский матч у сборной города Уссурийска. Да это и не важно. Главное, что уроки у лирического героя остались невыученными. Наказание последовало незамедлительно: «А в школе Володьке поставили “кол”»! Другой рифмы на слово «гол» я не нашёл: не было времени. Я торопился донести до читателя свежесотворённый шедевр. В тот же день я запечатал «Володьку» в конверт — и отправил авиапочтой в Москву. Куда? Ну, конечно же, в «Пионерскую правду»!

На этот раз мне повезло: похоже, футбол в «Пионерской правде» любили. Недели через три я уже держал в руках ответ, напечатанный на фирменном бланке.

«Дорогой друг! — писал мне дежурный консультант. — Ты достаточно умело рассказал историю о мальчике, который из-за футбола не приготовил домашнее задание и получил за это плохую отметку. Но, к сожалению, напечатать присланные тобою стихи мы не имеем возможности. С уважением…» И фиолетовая закорючка вместо подписи, явно не Михалкова.

Тогда, полвека назад, я расстроился. Да так сильно, что года два не писал стихов вообще. Ни дактилем, ни амфибрахием. Сейчас же думаю: и хорошо, что не напечатали. А то ведь я мог бы и заважничать, или того хуже — с компанией школьных активистов связался бы, на торжественные мероприятия стал бы ходить. А оттуда одна дорога — в горком комсомола, и далее — в высшую партийную школу (ВПШ).

Так что спасибо дежурному консультанту (который не Михалков): уберёг от гибельного пути! Иначе судьба повернула бы меня совсем в другую сторону…