Почти Кирджали

Пелевина не читали? Роман «Generation «П»? Вот и я этот литературный продукт из вида выпустил. Спасибо критику Павлу Басинскому — вдохновил. В смысле, прилюдно обмолвился об этом романе. Если конкретно — на литературных вечерах «Этим летом в Иркутске», имевшим место быть в иркутском драмтеатре им. Н. П. Охлопкова в конце июня с.г.

«В своем романе «Generation «П» Пелевин вывел такого критика — Бесинского, с которым очень жестоко расправился, — поделился Басинский со сцены. — Я на него нисколько не обижаюсь. Кстати, мне по-настоящему нравится только один его роман, и это как раз «Generation «П»…

Ну как после такого откровения роман не прочитать?

«В кадре — дверь деревенского сортира. Жужжат мухи. Дверь медленно открывается, и мы видим сидящего над дырой худенького мужичка с похмельным лицом, украшенным усиками подковой. На экране титр: «Литературный обозреватель Павел Бесинский». Мужичок поднимает взгляд в камеру и, как бы продолжая давно начатую беседу, говорит:

— Спор о том, является ли Россия частью Европы, очень стар. В принципе настоящий профессионал без труда может сказать, что думал по этому поводу Пушкин в любой период своей жизни, с точностью до нескольких месяцев. Например, в 1833 году в письме князю Вяземскому он писал…

В этот момент раздается громкий треск, доски под мужичком подламываются, и он обрушивается в яму. Слышен громкий всплеск…»

Вот так: всплеск — и нет Бесинского. Впечатляет?

А главное, прототип ну ни капельки на автора не обижается!

По прочтении этой цитаты в стане современных «модных» писателей как минимум должны раздаться бурные продолжительные аплодисменты. Нет, каков Кирджали?! В смысле, автор «Generation «П»? Ясно указал место, где надлежит пребывать нынешней литературной критике. Странно, что эта мысль не пришла в голову самому Басинскому, когда он признавался в своих симпатиях к роману Пелевина. Или критик тоже так считает?

Наверное, я плохо знаю современный литературный процесс. Возможно, сегодня это в порядке вещей: окунули критика в… куда следует, а он вынырнул — и опять за своё.

Ну, не знаю.

В отличие от титулованного критика, меня роман «Generation «П» оставил равнодушным. Не восхитили ни мат, щедро рассыпанный по страницам романа, ни торговые бренды и самопальные рекламные слоганы, навязчивость которых начинает утомлять после первых же пятидесяти страниц. А бредовые рассуждения о «сложной и продуманной» комбинации «анальных, оральных и вытесняющих вау-импульсов, резонирующих с различными культурными слоями психики» я целиком отношу на счет обыкновенного выпендрёжа, столь характерного для современных «коммерческих» писателей.

Что в остатке? Явно надуманная идея, простая как бублик: все, что нас окружает, есть суть реклама в разных её ипостасях. И современное общество живет в виртуальном мире, среди виртуальных новостей и событий, которые создают рекламные гении-злодеи, типа Азадовского, по заказу неких «наднациональных» сил.

Вы с этим согласны? Тогда «Generation «П», согласно рекламному слогану, идет к вам.

А я умываю руки.